Основная проблема школьного обучения

Основная проблема школьного обучения

 

Домашнее или школьное образование? Сейчас всё больше родителей задают себе вопрос: чему и как научат их детей в школе? Всевозможных ответов на этот вопрос уже достаточно в интернете. Дискуссии разгораются нешуточные. Воспитание и обучение детей обсуждают в основном родители, которые достигли успехов в жизни, ни столько за счёт полученных знаний в государственных учебных заведениях разного ранга, сколько занимаясь самообразованием и обучаясь у известных успешных людей. Уже достаточно информации можно найти о домашнем обучение от тех родителей, которые не отдают своих детей ни в садики, ни в школы. Они описывают и делятся своим опытом с другими задумывающимися родителями.

Это отрывок из очень большой и основательной статьи Ольги Юрковской

«Хоумскулинг: исповедь многодетной мамы» в журнале «Женский журнал» сентябрь 2014 года.

Основная проблема школьного обучения

Если же говорить о действительно важных взрослому человеку знаниях и умениях, то школа нам не поможет. Проблема в том, что наша система образования сформировалась в то время, когда крестьян нужно было обучить по звонку начинать и заканчивать рабочий день на фабриках, выполняя рутинную работу на конвейере, где не нужны свои мысли и запрещено отвлекаться. В учениках воспитывалось тотальное механическое послушание. И эта система у нас осталась до сих пор, хотя с каждым годом рабочих на заводы нам требуется все меньше, труд людей заменяет автоматизация производства.

Что такое работа на конвейере? Это однотипные рутинные операции, у которых нет конечной цели. Рабочий делает их механически, не задумываясь. Творческое мышление и свобода воли находятся под запретом. Аналогично в школе запрещено решать задачи не по схеме, а новым способом. Ты обязан всё делать так, как написано в учебнике. Ответы на вопросы ребёнок должен давать, чётко повторяя их за учительницей, не высказывая своё мнение под страхом плохой оценки.

Начало работы, перерывы, окончание работы жёстко регламентированы – и на заводе, и в школе. Все дети должны быть одинаково «работающими» – они изучают одинаковые дисциплины с одинаковой скоростью. Проявление личностных особенностей ребёнка находится под запретом или порицается.

Методика преподавания рассчитана на «отупление» детей за счёт формирования «мозаичного мышления» и рутинного повторения примитивных операций. Учительница из урока в урок повторяет одно и то же и спрашивает у детей одно и то же. Основные силы учителей уходят на приучение детей к автоматическому послушанию, к работе ровно по звонку, к механическому повторению изученного.

Но в современном обществе востребованы люди, способные мыслить творчески и умеющие руководить другими – именно эти качества подавляются учителями. Устаревший набор информации, традиционно изучаемый в школе, имеет мало отношения к необходимому современному человеку образованию. Так что для меня основной проблемой является бесперспективность привычного школьного образования.

Представьте, что взрослый вместо изучения нужных в его работе вещей станет непонятно зачем учить наизусть все подряд статьи из Википедии. Он станет более образованным? Будет лучше работать? Достигнет нужных результатов? Его жизнь станет лучше? Маловероятно.

Образование – это то, чем человек пользуется в реальной жизни, работе или бизнесе. Не имеет особого смысла навязывать умному любознательному ребёнку скучные уроки и написанные сложным языком учебные материалы. Результаты такого обучения называются «сдал и забыл», как с химией, когда гнать самогонку или гасить соду уксусом – само по себе, а умные термины из учебника у выросших школьников даже не вызывают воспоминаний.

Есть реальная жизнь – обсуждаемые события, работа или бизнес родителей, билборды или реклама, фильмы и книги. И интерес ребёнка – повод и причина для родителей научить его важным в жизни вещам. Обучение без запроса не имеет смысла. Результат будет как с остальной школьно-институтской учёбой – без привязки к реальной жизни ненужную информацию дети забудут сразу же после контрольной.

Задача разумного родителя – не дать ребёнку школьные знания, а научить тому, в чём ребёнок заинтересован, чем будет пользоваться в его 30-40 лет. И поэтому глупо в семейном образовании делать основным занятием набор школьной информации. Законом требуется сдать аттестацию, чтобы отстали – и в освободившееся от школы время можно заниматься важным для выросшего взрослого.

Приведу пример, чему я учила своих детей (11, 9 и 7 лет) за последние дни: правила дорожного движения и контраварийное вождение автомобиля, система правоохранительных органов и судебная система, механизмы обжалования в гражданском судопроизводстве, банковская система и кредиты, механизмы обмана в рекламе, навыки переговоров, стратегии самопродвижения, отличия маркетинга малого бизнеса и крупных компаний, система рейтингов мировых вузов, быстрая карьера в крупных корпорациях, отличия налогового законодательства в различных странах, разница структуры ВВП в ОАЭ и России, инвестиционные возможности физических лиц…

Перечислила меньше половины того, что я обсуждаю с детьми. А если бы вместо общения со мной дети отсиживали на уроках, было бы это для них интереснее и полезнее? Какая школа даже с хорошими методиками сумеет нанять учителей, способных научить учеников этим знаниям? И какое РОНО им это позволит сделать?

Ольга Юрковская, психолог и преподаватель психологии, магистр бизнес-администрирования.

Статью в полном объёме можно скачать.
Скачать файл pdf (6,7 MB)

Комментирование отключено.